Иновационная деятельность

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

"Средняя школа № 5 г. Бреста"

 

Иновационная деятельность

 «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления»!

Данные о разработчиках:

Марцишко Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования  «Средняя школа №5 г. Бреста»

Данные о консультантах:

Пашкевич Юлия Ульяновна, главный специалист управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Республики Беларусь, секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов

База инновационной деятельности:

Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Бреста»

Регистрационное свидетельство Устава: №290953805 от 30 августа 2011 года

Юридический адрес учреждения: 224014 г. Брест, ул. Смирнова, 63

тел./факс 8(0162)245868, е-mail: school5brest@open.by

Директор школы:  В.И. Шестак  тел. 8(0162)245868

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

  1. Государственное учреждение образования «Гимназия № 3 г. Бреста», г. Брест, ул. Смирнова, 63, 80162249064, gimn3brest@open.by
  2. Государственное учреждение образования «Средняя школа  № 18 г. Бреста», г. Брест, ул. Ленина, 70, 80162201132, school18brest@open.by
  3. Государственное учреждение образования «Средняя школа  № 20 г. Бреста», г. Брест, ул. Карбышева, 81, 80162231876, school20brest@open.by
  4. Государственное  учреждение  образования «Средняя школа  №5  г. Бреста», г. Брест, ул. Смирнова, 63, 80162245868, school5brest@open.by
  5. Государственное учреждение образования «Кривошинская средняя школа», Брестская обл., Ляховичский район, д. Кривошин, ул. Здановича,16, 80163351338, krivoshin@lyahovichi.edu.by
  6. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Житковичи», Гомельская обл., микрорайон «Озерный», д. 12, 80235326500, ZhitkovichiSH3@gmail.com
  7. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Лепель», Витебская обл., г. Лепель, ул. Советская, д. 15, 80213241314, lepsh1@vitebsk.by

Цель инновационного проекта:

Формирование ключевых компетенций интеллектуально одарённых  и высокомотивированных учащихся посредством их психолого-педагогического и тьюторского сопровождения в процессе профессионального становления.

 

Задачи инновационного проекта:

  1. Выявить интеллектуальные способности, профессиональные задатки и склонности учащихся путем проведения психолого-педагогических диагностических мероприятий.
  2. Организовать работу объединений по профессиональным интересам интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечить их учебно-методическое сопровождение.
  3. Разработать инвариантную карту построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления.
  4. Сформировать индивидуальную образовательную программу развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечить их психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение.
  5. Обобщить опыт работы  и подготовить методические рекомендации по сопровождению интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления для распространения в массовую образовательную практику. 

Обоснование целесообразности и актуальности проекта

Интеллект нации является решающим фактором, определяющим место и перспективы той или иной страны в современном мире. Настоящее и будущее напрямую зависит от людей, которые наделены творческой силой преобразования жизни. Поступательное развитие общества требует расширенного воспроизводства интеллектуальной элиты и ее успешной  самореализации  в условиях рыночной экономики.  На передний план выходит проблема выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных учащихся как интеллектуального и духовного потенциала социально-экономического прогресса.

Актуальность темы инновационного проекта определяется рядом противоречий.

  1. Приходится констатировать, что большинство выпускников не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда; не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на достижение предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью.
    Проблема потребности интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в саморазвитии,  самореализации, самоутверждении и недостаточное их представление о профессиях нивелируется через универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации: профинформация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профконсультация, профподбор и отбор.
  2. Одна из существенных проблем в образовании заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход.
    Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
    Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах И.А.Зимней, О.Л. Жук, В.В. Краевского, А.В. Макарова, А.В.Хуторского, П.Г.Щедровицкого  и др.
    Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
    А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:
    Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
    Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
    Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
    Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
    В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, в которой им выделены следующие типы компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
    Основной идеей данного проекта стало понимание необходимости формирования у одарённых детей ключевых компетенций, уделив особое внимание развитию учебно-познавательной компетенции, и на ее основе исследовательской и эвристической компетенций учащихся.
  3. Многие психологические исследования подтверждают, что одаренные дети в целом более благополучны, по сравнению с обычными сверстниками, поскольку не испытывают проблем в познавательной деятельности. Но существуют и совершенно иные, общие для таких детей специфические особенности, определяющие нелегкий путь личностного становления и самореализации одаренной личности, усложняющие процесс профессионального самоопределения.
    У одаренных детей зачастую возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, проблемы в общении со сверстниками (порой это проявляется даже в конформности – старании подстроиться под других, казаться такими, как все, отказываясь от своей индивидуальности). И в большинстве случаев они уходят от социальных проблем вместо того, чтобы их решать.
    Становится актуальным психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью формирования их профессионального самоопределения и успешной социализации. Сопровождение одарённых детей необходимо осуществлять по принципу преемственности на трёх уровнях: класса, учреждения образования и учреждения социальных партнёров.
    Профессиональному становлению одаренных и высокомотивированных учащихся необходима ориентация на индивидуализацию, что достигается посредством тьюторского сопровождения. По мнению Т.М. Ковалевой, технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективе возрастного движения. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
    Значимость обозначенных проблем и их недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления». 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Теоретической основой являются:

  • системный подход (И.В. Блауберг, В.И. Садовский, Э.Г. Эдин и др.), согласно которому  работа с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической  базы;

  • личностный подход (Г. Айзенк, А. Маслоу, Э. Эриксон, А.И. Леонтьев, и др.), утверждающий представление о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данной теории предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;

  • теория индивидуализация образовательного процесса (И.Э. Унт, А.А. Кирсонова, Г.Ф. Суворова и др.)– способ обеспечения каждому обучающемуся условий для формирования и реализации собственных образовательных целей и задач на основе построения индивидуальной образовательной траектории; придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения личностных образовательных перспектив;

  • теории педагогической поддержки и преемственности в образовании (Н.Н. Михайлова, О.С. Газман, А.П. Сманцер и др.), устанавливающей сопровождение процесса индивидуализации личности учащегося; создание условий для профессионального самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество со взрослыми, сотворчество, взаимовыгодный обмен опытом;

  • компетентностный подход, предполагающий ориентацию педагогического процесса на формирование не только знаний и умений, но и способностей решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные и профессиональные задачи (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.)

 

Сущность инновационной идеи

Основная идея проекта базируется на представлении о том, что реализация компетентностного подхода к интеллектуально одарённым и высокомотивированным учащимся, предоставление им возможности для движения по собственной траектории профессионального становления при осуществлении педагогической и тьюторской поддержки, самоопределения и самореализации будет способствовать разностороннему развитию личности учащегося и его успешной социализации и профессиональному становлению в обществе.

Подтверждение результатов педагогической эффективности социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований.

Предлагаемый инновационный проект опирается на результаты экспериментальных исследований:

«Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников». Практической базой для опытной работы явились средние общеобразовательные школы № 4, 18 г. Краснодара, № 3 станицы Новокорсунская, № 1 (НОУ-общеобразовательная средняя школа) станицы Новотиторовская Краснодарского края, сезонные физико-математические  школы Кубанского государственного университета;

«Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы». Апробация материалов диссертационного исследования и проверка осуществлялись в средней школе №11, профессиональном лицее №46 г.Ишима;

«Педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных технологий обучения учащихся общеобразовательных школ». Апробация материалов диссертационного исследования осуществлялись в ГОУ СОШ № 1562, №1513 г. Москвы;

«Педагогическое обеспечение становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5-7 классов». База исследования - Красноярская университетская гимназия «Универс» № 1, Лицей № 3 Ленинского района г. Красноярска;

«Апробация модели психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования». Базой выступили ГУО«Средняя школа №66 г. Гомеля», ГУО «Копаткевичская средняя школа» Петриковского района Гомельской области, ГУО «Гимназия имени Янки Купалы» г. Мозыря Гомельской области, ГУО «Гимназия г.Светлогорска» Гомельской области.

«Внедрение модели комплексного сопровождения индивидуального развития высокомотивированных учащихся» в ГУО «Гимназия № 174 г.Минска».

 

Модель педагогического сопровождения профессионального становления интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся

 

Описание инновационной модели

Первым этапом внедрения модели педагогического сопровождения профессионального становления интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся является диагностический этап, где будут выявлены интеллектуальные способности, профессиональные задатки и склонности учащихся. Основными направлениями деятельности по организации психолого-педагогической диагностики интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся являются:

  • подготовка пакета психолого-педагогических диагностик для выявления общей, интеллектуальной, творческой одаренности;
  • использование различных вариантов метода наблюдения за обучающимися (на уроке, в процессе различных мероприятий, на переменах, в процессе деятельности, в семье и т.п.);
  • использование анкетирования обучающихся, родителей и педагогов для выявления круга интересов, склонностей и профессиональных задатков учащихся;
  • использование метода тестов и других психодиагностических методик, позволяющих диагностировать познавательную сферу обучающихся (т.е. особенности развития внимания, памяти, мышления, репрезентативную модальность системы восприятия, мотивационную направленность),  общие и специальные способности учащихся (сенсомоторные, литературные и т.д.);
  • использование метода тестов и других психодиагностических методик, позволяющих диагностировать индивидуально-типологические особенности учащихся;
  • экспертное оценивание педагогами поведения и деятельности учащихся на занятиях, родителями – в домашних условиях;
  • экспертное оценивание продуктов творческой и интеллектуальной деятельности учащихся (достижений на интеллектуальных состязаниях (олимпиадах, конкурсах, турнирах);
  • проведение тренингов уровня креативности и типов мышления, позволяющих выявлять нестандартность мышления учащихся, их поисковую, творческую активность и находчивость.

С целью систематизации информации в учреждении образования формируется банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся в соответствии с их профессиональными склонностями, содержащий  анкетно-биографические сведения об учащихся, результатах их интеллектуальной, ценностно-смысловой и психофизиологической диагностики.

Вторым этапом внедрения модели является формирующий этап.

Организовывается работа объединений по профессиональным интересам интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечивается их учебно-методическое сопровождение.

Разрабатывается инвариантная карта построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления, на основе которой формируется индивидуальная образовательная программа развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся. Результаты движения учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам ежеквартально анализируются для внесения необходимой корректировки.

Обеспечивается психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся.

Направления  психолого-педагогического сопровождения:

  • развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;
  • психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);
  • подготовка материалов по профессиональному консультированию и информированию: информационный стенд, подготовка и разработка профессиограмм и прочее;
  • определение путей и направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся;
  • реализация здоровьесберегающей образовательной технологии на основе личностно-ориентированного подхода;
  • разработка системы мер морального и материального стимулирования труда одаренного учащегося и его педагога/тьютера.

Основными направлениями работы тьютора являются:

  • диагностика состояния и процесса обучения учащегося;
  • выявление познавательных интересов учащегося;
  • оказание помощи в определении учащимся индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
  • вовлечение учащегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания;
  • содействие в обеспечении учащегося специальной научно-методической литературой;
  • содействие в создании условий для проведения экспериментальной деятельности;
  • фиксация движения учащегося в формировании учебной, творческой и исследовательской деятельности;
  • удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля;
  • осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной программы развития учащегося, при необходимости, внесение корректив;
  • установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля;
  • организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности;
  • обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе;
  • расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного, используя возможности информационно-коммуникационных технологий.

 

Критерии и показатели оценки эффективности выполнения проекта

 

Критерии

Показатели

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностные представления ученика о мировоззрении, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение,  уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать решения.

Обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

От неё зависти индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности

Учебно-познавательные компетенции:

  • академическая компетенция
  • исследовательская компетенция

Комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности.

Готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности

Коммуникативные компетенции

Знание учащимся необходимых языков, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; умение представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовые компетенции

Владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения; в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права

Компетенции личностного самосовершенствования

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки

 

Ожидаемые результаты:

  1. Создан банк данных интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся по направлениям их профессиональных задатков и склонностей.
  2. Разработано учебно-методическое обеспечение работы объединений с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными учащимися по их профессиональным интересам.
  3. Разработана инвариантная карта построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления.
  4. Сформированы индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечено их психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение.
  5. Обобщен опыт и подготовлены методические рекомендации по сопровождению интеллектуально одаренных и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления для распространения в массовую образовательную практику.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:

Руководители проекта: администрация школы.

Участники проекта: учителя, педагоги дополнительного образования, руководители секций, педагог – психолог, педагог-организатор, библиотекарь,  педагог социальный. 

Материально-техническая база:

  • компьютерный класс; компьютеры, находящихся в свободном доступе педагогов и учащихся; мультимедийный проектор; ноутбук; множительная и копировальная техника; сайт школы;

  • информационно-методические ресурсы;

  • библиотека и медиатека, которая включает обучающие компьютерные программы, программы компьютерного тестирования, электронные версии справочников, энциклопедий, словарей, электронные версии учебных и наглядных пособий по отдельным предметам и темам. 

Финансово – экономическое обеспечение проекта

  • средства бюджета;

  • внебюджетная деятельность;

  • спонсорская и шефская помощь. 

Список использованных источников

  1. Бедерханова, В.П., Бондарев, П.Б.  Педагогическое проектирование в инновационной деятельности / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев. –  Кубанский государственный университет, 2003. – С.54.
  2. Брушлинский, А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А.В. Брушлинский.    М.: Наука, 1982. – С.360.
  3. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении  / А.А. Бударный. –  Советская педагогика, 1965. – № 7. – С.249.
  4. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. –  М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – С.222.
  5. Газман, О.С. Образование личности в условиях свободы / О.С. Газман. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 2. – М., 1995. –С.39-42.
  6. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. –  М.: Прометей, 1993. – С.304.
  7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. –  С.542.
  8. Жук, О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О.Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2009. – С. 336.
  9. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. –   Мн.: Сэр-Вит, 2004. – С.288.
  10. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система : теория и практика / М–во образованияРесп. Беларусь. Акад. последиплом. образования. — Мн., 2001. — С. 332.
  11. Каминская, М.В. Коммуникативно-семотические аспекты модели диалогической деятельности учителя в системе развивающего обучения / М.В. Каминская. –  Вестник МАРО. 2002. – № 10. –С.77-80 .
  12. Каплунович, И.Я., Пушкина, Т.А., Фридман, JI.H. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / И.Я.Каплунович, Т.А.Пушкина, JI.H. Фридман. -  М.: Просвещение, 1988. – С.207 .
  13. Кирсанов, А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся/ А.А. Кирсанов. –  Советская педагогика. 1963. – № 5. – С.32-43.
  14. Ковалева, Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12 Международные Чтения памяти Л.С. Выготского. Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011). – М.: РГГУ, 2011
  15. Ковалева, Т.М. [и др.] Профессия тьютор / Т.М.Ковалева [и др.]. –  М.: Тверь: «СФК-офис», 2012. – С.246.
  16. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. – Вып. 3 / Под ред. Л.А. Вербицкой [и др.]. – СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. – С.72–126.
  17. Петушкова, Е.В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению учебной деятельностью школьников / Е.В. Петушкова, С.Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. - №2. – С.7-12.
  18. Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика: статьи/ В.В. Репкин, Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1997. – С.288.
  19. Розина, И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития / И.Н. Розина // EducationalTechnology&Society. – 2004. – № 7(2). – С. 257-269.
  20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. –  С.130–193.
  21. Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология: учебное научное пособие / Н.Н. Суртаева. – М.: Омск, 1974. – С.22.
  22. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. – СПб., 1994. – С.79–90.
  23. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторский. – М., 2000.– 320 с.
  24. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос-пресс, 2005. – С.383.
  25. Хуторской, А.В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации. Тезисы выступления на Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия. Режим доступа:  http://khutorskoy.ru/be/2008/0919/index.htm – Дата доступа:  19.10.2014.

Этапы и планы в таблицах

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»